Аналитика

Дым отечества

От того, как чиновники Минпромторга и Минэкономразвития выполняют распоряжение Правительства РФ по разработке критериев того, что такое есть "отечественное телекоммуникационное оборудование", все сильнее потягивает дымком. Он грозит перерасти в пожар, в котором сгорят последние надежды государства реанимировать российское производство оборудования связи.

Миновало три месяца с тех пор, как премьер-министр РФ Владимир Путин личной подписью переложил груз ответственности за разработку критериев определения "телекоммуникационного оборудования российского производства" с Минкомсвязи на плечи Минпромторга и Минэкономразвития. За это время рабочая группа при Минпромторге, в состав которой вошли представители российских производителей, разработала пакет документов, определяющих, что же можно и нужно считать "телекоммуникационным оборудованием российского происхождения". Казалось бы, чиновникам из Минпромторга и Минэкономразвития оставалось только подписаться под этими документами, и государство наконец-то заполучило бы долгожданный законопроект, который устраивает всех, включая самих российских производителей. Но не тут-то было.

Прежде чем передать рабочую версию документов на утверждение в Минэкономразвития юристы Минпромторга изрядно ее урезали. Наибольшей купюре подверглось приложение, определяющее параметры, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории РФ, может быть присвоен статус российского. В частности, формулировка "Производитель оборудования должен быть резидентом Российской Федерации. Более 50% акций в конечной структуре собственности организации-заявителя должно принадлежать федеральным, региональным, муниципальным органам Российской Федерации или частным лицам, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим двойного гражданства" была сокращена до "Производитель должен быть резидентом РФ". По мнению юристов Минпромторга, попытка зарегулировать уставной капитал "отечественных производителей" может отпугнуть инвесторов, особенно зарубежных. Довольно странный аргумент, особенно с учетом того, что Минпромторг призван заниматься развитием отечественной промышленности, а не иностранной.

Тем не менее, в качестве основного критерия определения "отечественного телекоммуникационного оборудования" в проекте документов оставлена степень локализации этого самого оборудования. Почти то же самое было прописано в предыдущем законопроекте, предложенном в свое время Минкомсвязи РФ, а впоследствии забракованном руководством страны из-за того, что он позволял зарубежным вендорам без особенных усилий прикинуться "отечественными".

В сложившейся ситуации не грех вспомнить о том, ради чего вообще был затеян весь сыр-бор. Изначально разработка четкого определения отечественного производителя и оборудования была инициирована государством для того, чтобы именно этому производителю и этому оборудованию создать преференции в рамках госпрограмм и проектов национального значения. С тем, чтобы госбюджет, выделенный на строительство каких-нибудь там сетей связи самого распоследнего поколения, не утекал за границу в руки предприимчивых иностранных вендоров, а оседал в карманах у местных игроков. По замыслу руководства страны это должно способствовать развитию отечественного производства, постепенному возвращению России статуса высокотехнологичной державы и выходу на зарубежные рынки с собственными технологическими разработками в области телекоммуникаций.

Как бы наивно и даже утопически не звучала эта концепция, она имеет право на жизнь. Но чтобы ее реализация не превратилась в фарс необходимо создать правила игры, при которых сказка получит хотя бы один шанс из тысячи стать былью. А тут уж без четкой привязки отечественного производителя к его отечеству, увы, никак не обойтись. Потому что формулировка "Отечественный производитель должен быть резидентом РФ" не помешает ни одному иностранному вендору зарегистрировать в России местную компанию со 100% владением и получить для своей продукции статус "оборудование российского производства". А вместе с тем - все сопутствующие привилегии, ни капли не способствуя развитию российских технологий и повышению конкурентоспособности российского производства. По большому счету, даже требования к национальной принадлежности мажоритарного акционера "отечественного производителя" не решают проблему: хитрый зарубежный вендор всегда может спрятаться за длинной цепочкой дутых российских владельцев зарегистрированной в России дутой производственной компании.

Я с глубоким уважением отношусь к иностранным производителям телекоммуникационного оборудования, но при этом прекрасно осознаю, что они не побрезгуют никакими методами для того, чтобы застолбить российский рынок телекоммуникаций и подставиться под струю госзаказов. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что при этом они абсолютно не заинтересованы в передаче каких-либо технологий (кроме, разве что, упаковочных) и взращивании конкурентов на мировых рынках в лице российских компаний. Я бы не стал рассчитывать даже на открытие в нашей стране полноценного конвейера зарубежных вендоров, ориентированного не только на локальный рынок, но и за его пределы. Потому как чтобы побороться за звание выгодной площадки для развертывания производственных мощностей с азиатскими странами, где из-за особенностей климата заводы строят не из бетона и арматуры, а из картона и пластика, России нужно как минимум отменить НДС и пенсионные отчисления, а обязательный соцпакет свести к обеденной тарелке риса.

В общем, по оценке отечественных производителей, знакомых с ситуацией не понаслышке, в нынешней редакции Минпромторга проект документов, определяющих что же такое "телекоммуникационное оборудование российского производства", не решает никаких возложенных на него государственных задач, за исключением отчета перед вышестоящей властью о проделанной работе. А это значит, что в случае подписания всех этих документов в Минэкономразвития на воскрешении отечественного производства для отрасли связи будет поставлен жирный крест. Или же спустя некоторое время все опять начнется по новой.

ДАНИЛА ШЕПОВАЛЬНИКОВ,
обозреватель журнала "Стандарт"


По материалам: ComNews