Аналитика

Нет предела для комиссий

80% россиян пользуются терминалами для оплаты своих счетов. Такую статистику озвучила Национальна ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ). При этом платежные системы далеки от совершенства - ни один законодательный акт в России сегодня не регламентирует максимальный объем комиссии с зачислений, которые проводятся через терминалы оплаты.

Общение с "незнакомым" терминалом нередко напоминает лотерею: повезет - не повезет. Некоторые платежные системы зачисляют на счет только 15% от всей суммы. Некоторые, наоборот, фиксированно взимают 30 копеек вне зависимости от размера платежа.

Процент комиссии (по данным Яндекс.Деньги)

  • Мобил Элемент – 0-0,95%
  • СБ Банк - 0—3%
  • Универсальная касса - 1%
  • Citypay - 1—5%
  • Express payments - 1—5%
  • PinPay express -1—5%
  • Единый расчетный центр - 1—5%
  • БыстроБанк - 20 руб.
  • КредитПилот - 2—6%
  • MasterPort - 3%
  • КиберCити - 3%
  • Банк "Первомайский" - 3%
  • Комстар-Т - 3—5%
  • Система "ЛИДЕР" - 4%
  • Comepay - 5%
  • In-Nova Pay - 5%
  • Quickpay - 5%
  • RegPlat - 5%
  • Апельсин - 5%
  • Уникасса (Петербург) - 5%
  • Элекснет - 5%
  • Экспресс-Оплата - 5%
  • Кассира.нет - 2—9%
  • Ciberpay - 8%
  • Новоплат - 8—10%
  • Telepay - 10%
  • QIWI - не ограничена

Комиссия - единственная возможная прибыль для платежных систем, и без нее терминалов не было бы вовсе. Однако где заканчивается покрытие расходов, а где начинается взвинчивание цен - дело конкретики.

Попытки закрепить максимальный процент с платежей были. Однако ничего не вышло. Причина в том, что сотовая связь, как и другие платежи, которые производятся через терминалы, - это не предмет первой необходимости. К тому же у потребителей всегда есть альтернатива, где и с какими процентами производить оплату.

"Есть ли у нас закон, который закрепляет процент надбавки на кефир? - объяснил Firstnews Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ. - В разных магазинах цена на этот продукт может колебаться в пределах 20%. То же самое и с комиссией, которую берут разные компании, владеющие терминалами. Власть закрепляет цены на определенные товары первой необходимости (хлеб, лекарства, молоко). Сотовая связь к ним не относится".

Обычно, размер комиссии формируется из нескольких статей.

"Комиссия на терминалах напрямую зависит от нескольких факторов: требования провайдеров, место установки терминала, размера собственной терминальной сети агента и конкурентной ситуации в регионе. Поэтому говорить о фиксированной ставке комиссионного вознаграждения невозможно. Средняя комиссия сейчас составляет 5%", - рассказала Firstnews Юлия Мансурова, менеджер по PR платежных терминалов QIWI.

Если же процент комиссии ощутимо больше - это надбавка, которая целиком зависит от финансовых амбиций конкретных платежных систем.

Жаловаться здесь некому и не на что. Проценты устанавливают сами платежные системы. Операторы мобильной связи повлиять на этот процесс не могут, кроме как создать терминалам конкуренцию в виде своих собственных офисов, где процент не взимается вовсе.

По сведениям общества защиты прав потребителей "Общественный контроль", жалоб на размер комиссии к ним практически не поступает. Обычно люди обращаются с заявлениями, когда платеж не прошел вовсе. Поэтому за комиссионной политикой конкретных платежных систем, по их мнению, должна следить Федеральная антимонопольная служба. Однако ведомство пока не вмешивается.

"В данном случае сами клиенты должны выбирать - устраивает ли их такое положение дел. По моему мнению, слишком дорогая услуга нежизнеспособна на рынке. И если потребители посчитают такую комиссию слишком дорогой, то они пойдут в банки для оплаты различных услуг. Таким образом, конкуренция друг с другом банков и терминалов выстроит справедливую цену", - полагает Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС.

Отметим, что платежные системы в России смогли обогнать даже перечисления через банкоматы, которые либо вовсе не взимают комиссии, либо сводят ее к минимуму. При этом, в Европе большинство платежей проходят именно через банкоматы. А развитой системы платежных терминалов и вовсе не существует.

Подвижки в сторону здоровой конкуренции все же есть. Сейчас у многих платежных систем есть так называемые программы лояльности. Например, "QIWI кошелек" предлагает зачислять деньги на виртуальный счет и производить оплату уже оттуда. При этом, с платежа, который превышает 500 рублей, комиссия не снимается. У "Люкснет" есть аналогичная программа "Записная книжка", правда, минимальная комиссия там все равно остается.

По материалам: ФАС России